<<< повернутися

            МІНІСТЕРСТВО ПРАЦІ ТА СОЦІАЛЬНОЇ ПОЛІТИКИ УКРАЇНИ
                    ДЕРЖАВНИЙ ЦЕНТР ЗАЙНЯТОСТІ

                             Л И С Т

 N ДЦ-05-901 від 23.03.2001




     В связи с  запросами  с  мест  разъясняем  некоторые  вопросы
относительно  введения  Инструкции  о  порядке исчисления и уплаты
взносов на     общеобязательное     государственное     социальное
страхование на случай безработицы и учета их  поступления  в  Фонд
общеобязательного государственного социального страхования Украины
на случай безработицы,  утвержденной приказом Министерства труда и
социальной  политики  Украины  от  18.12.2000 N 339 ( z0030-01 ) и
зарегистрированной  в  Министерстве юстиции Украины 16.01.2001 под
N 30/5221.
     1. Закон   Украины   от   11   января  2001  года  N 2213-III
( 2213-14 ) "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного
государственного  социального  страхования"  (напечатан  в  газете
"Урядовий кур'єр" 22 февраля 2001 г.) в  соответствии  со  ст.  94
Конституции Украины  (  254к/96-ВР  )  вступил  в  силу со дня его
опубликования, то есть с 22 февраля 2001 г.
     2. В  соответствии  с  Законом  Украины  "Об общеобязательном
государственном  социальном  страховании  на  случай  безработицы"
(  1533-14   ),    плательщиками    страховых   взносов   в   Фонд
общеобязательного государственного социального страхования Украины
на случай безработицы являются работодатели,  наемные работники, а
также  лица,  участвующие   в   общеобязательном   государственном
социальном  страховании  на  случай  безработицы  на  добровольных
началах.
     К работодателям     относятся     предприятия,    учреждения,
организации  и  физические  лица,  использующие  наемный  труд,  а
именно:
     - субъекты  предпринимательской  деятельности  независимо  от
форм   собственности   и   хозяйствования,   вида  деятельности  и
отраслевой  принадлежности  (их   обособленные   подразделения   -
филиалы,  отделения  и  т.  п.  - являются плательщиками страховых
взносов, если они являются юридическими лицами; в том случае, если
они  не  имеют статуса юридического лица и расчеты по оплате труда
работников этих филиалов,  отделений и обособленных  подразделений
производятся     централизованными     бухгалтериями     указанных
плательщиков  страховых  взносов,  то  страховые  взносы  за  свои
филиалы,  отделения  и  обособленные  подразделения уплачивают эти
субъекты предпринимательской деятельности);
     - учреждения   и  организации,  которые  содержатся  за  счет
государственного или местных бюджетов;
     - частные (частно-арендные) сельскохозяйственные предприятия,
крестьянские  (фермерские)  хозяйства,   хозяйственные   общества,
сельскохозяйственные кооперативы и другие субъекты хозяйствования,
независимо      от      форм      собственности,      занимающиеся
сельскохозяйственной деятельностью;
     - профсоюзные,  религиозные,   благотворительные   и   другие
неприбыльные   организации,   объединения   граждан,  общественные
организации  и  общества,  которые  содержатся  за  счет  членских
взносов (садово-огороднические, гаражные кооперативы и др.);
     - физические лица,  в том числе субъекты  предпринимательской
деятельности;
     - расположенные   в    Украине    иностранные    предприятия,
учреждения,  организации (в том числе международные),  филиалы или
представительства, использующие труд наемных работников, если иное
не  предусмотрено  международными договорами Украины,  согласие на
обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
     К наемным работникам относятся физические лица, работающие по
трудовому договору (контракту)  на  предприятии,  в  учреждении  и
организации  или  у  физического  лица.  К  лицам,  работающим  на
условиях трудового договора, относятся работники всех предприятий,
учреждений,  организаций  независимо  от форм собственности,  вида
деятельности и отраслевой принадлежности,  а также  лица,  которые
работают  по  трудовому  договору  с  физическими лицами,  которые
проходят альтернативную  (невоенную)  службу  и  которые  работают
неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.
     3. Плательщики сбора на обязательное  социальное  страхование
на  случай  безработицы,  которые  были зарегистрированы в центрах
занятости  до  1   января   2001   года,   не   должны   проходить
перерегистрацию.
     4. Что  касается  уплаты   единого   налога,   фиксированного
сельскохозяйственного  налога  и  платы за специальный патент.  Со
вступлением в силу Закона Украины "О размере взносов на  некоторые
виды  общеобязательного  государственного социального страхования"
( 2213-14 ) теряет силу Закон Украины  "О  сборе  на  обязательное
социальное страхование" ( 402/97-ВР ).  В связи с этим нормы Указа
Президента Украины от 3  июля  1998  г.  N  727  (  727/98  )  "Об
упрощенной  системе налогообложения,  учета и отчетности субъектов
малого  предпринимательства",  Закона  Украины  "О   фиксированном
сельскохозяйственном налоге"  (  320-14  )  и  Закона  Украины  "О
патентовании  некоторых  видов  предпринимательской  деятельности"
( 98/96-ВР  )  в  части включения сбора на обязательное социальное
страхование на случай безработицы в  единый  налог,  фиксированный
сельхозналог  и плату за специальный торговый патент не действуют.
Сбор на обязательное социальное страхование,  в том числе сбор  на
обязательное социальное страхование на случай безработицы, входили
в систему налогообложения, поэтому при введении упрощенной системы
налогообложения   были  включены  в  единый  налог,  фиксированный
сельхозналог и плату  за  специальный  торговый  патент.  Действие
Закона Украины   "О   системе   налогообложения"   (   1251-12   )
относительно сборов на социальное страхование распространялось  на
соответствующие  правоотношения в сфере социального страхования до
принятия   законов   Украины   по    вопросам    общеобязательного
государственного     социального     страхования.     Взносы    на
общеобязательное государственное социальное страхование на  случай
безработицы  не  входят  в систему налогообложения и не могут быть
включены в единый налог,  фиксированный сельхозналог  и  плату  за
специальный торговый патент.
     В связи с  этим  субъекты  предпринимательской  деятельности,
использующие  наемный труд,  уплачивают взносы на общеобязательное
государственное социальное страхование на  случай  безработицы  за
наемных    работников    как    работодатели    в    установленных
законодательством  размерах  независимо  от  того,  какую  систему
налогообложения  они  избрали  -  общую или упрощенную (уплачивают
единый налог,  фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели
специальный торговый патент).
     Физические лица - субъекты предпринимательской  деятельности,
использующие наемный труд,  должны уплачивать страховые взносы как
работодатели  за  наемных  работников,  что  касается  страхования
самого  физического  лица,  то  они  участвуют  в  страховании  на
добровольных    началах.    Физические     лица     -     субъекты
предпринимательской  деятельности,  не  использующие наемный труд,
участвуют в этом виде страхования на добровольных началах.
     В случае,     если     физические     лица,    осуществляющие
предпринимательскую деятельность с  созданием  юридического  лица,
занимают   штатную   должность  на  этом  предприятии  и  получают
соответствующую заработную плату,  то есть  являются  одновременно
наемными  работниками  на предприятии,  в этом случае они являются
застрахованными как наемные работники.
    5. ...
    6. Что касается других поощрительных и компенсационных выплат,
на   которые  начисляются  страховые  взносы,  то  при  начислении
страховых  взносов  необходимо  руководствоваться  Инструкцией  по
статистике  заработной  платы,  утвержденной приказом Министерства
статистики Украины  от   11.12.95   N   323   (   z0465-95   )   и
зарегистрированной   в  Министерстве  юстиции Украины 21.12.95 под
N 465/1001,  в которой есть  и  перечень  других  поощрительных  и
компенсационных выплат.
     7. В случае выплаты работникам заработной платы в натуральной
форме, то есть продукцией собственного производства, ее размер для
начисления  страховых  взносов   исчисляется   по   средней   цене
реализации   этой  продукции  в  месяце,  за  который  произведено
начисление заработной платы. Если в этом месяце такая продукция не
реализовывалась,   ее   размер   исчисляется  по  цене  реализации
предыдущего  месяца.  Стоимость   натуральной   продукции   других
производителей  при  определении  дохода  для начисления страховых
взносов исчисляется по цене ее приобретения.
     8. Фермеры,  которые  являются юридическими лицами и не имеют
наемных работников,  участвуют в общеобязательном  государственном
социальном  страховании  на  случай  безработицы  на  добровольных
началах.  Регистрация  их  как  плательщиков   страховых   взносов
осуществляется  в  соответствии  с  п.  3.4  Инструкции  о порядке
исчисления и уплаты взносов  на  общеобязательное  государственное
социальное   страхование   на   случай   безработицы  и  учета  их
поступления в Фонд общеобязательного государственного  социального
страхования  Украины на случай безработицы,  утвержденной приказом
Минтруда 18.12.2000  N  339  (  z0030-01  )  и  зарегистрированной
Минюстом  16.01.2001 под N 30/5221.  В случае если они участвуют в
страховании,  то страховые взносы уплачиваются ими в установленных
законодательством для этой категории лиц размерах.
     9. Что касается начисления и удержания  страховых  взносов  с
пособия  в  связи  с  временной потерей трудоспособности,  которое
выплачивается за счет  средств  Фонда  социального  страхования  в
связи  с временной потерей трудоспособности (начиная с шестого дня
нетрудоспособности    за    весь    период    до    восстановления
трудоспособности),  то  в  связи  с  тем,  что  пособие  в  случае
временной нетрудоспособности не входит  в  оплату  труда  согласно
Инструкции  по  статистике  заработной платы,  страховые взносы на
него не начисляются в размере 2,0 %  (с 1 июля 2001 г.  - 2,5 %) и
не удерживаются в размере 0,5 %  (в соответствии с Законом Украины
"Об общеобязательном  государственном  социальном  страховании  на
случай безработицы"  (  1533-14  )  страховые  взносы  для наемных
работников начисляются на суммы  оплаты  труда,  которые  включают
основную   и  дополнительную  заработную  плату,  а  также  другие
поощрительные и компенсационные выплаты (в том числе в натуральной
форме), подлежащие обложению подоходным налогом с граждан, а не от
суммы налогооблагаемого дохода (прибыли), как было предусмотрено в
Порядке  взимания  сбора на обязательное социальное страхование на
случай безработицы).
     Что касается  начисления  и  удержания  страховых  взносов за
первые пять дней  временной  нетрудоспособности,  не  связанных  с
несчастным случаем на производстве,  которые,  как предусмотрено в
Законе   Украины   "О   размере   взносов   на   некоторые    виды
общеобязательного   государственного   социального    страхования"
( 2213-14 ),  будут оплачиваться собственником или  уполномоченным
им органом за счет средств предприятия, учреждения, организации по
основному месту работы,  то в данное время Министерством  труда  и
социальной   политики   Украины  разработан  проект  постановления
Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка  оплаты  первых
пяти дней временной нетрудоспособности,  не связанных с несчастным
случаем на производстве,  за счет средств предприятия, учреждения,
организации",  которым предусмотрено,  за счет каких средств будет
выплачиваться   пособие   за   первые    пять    дней    временной
нетрудоспособности,  в соответствии с чем и будет определен вопрос
относительно начисления и удержания страховых  взносов  в  Фонд  с
этих средств.
     10. Что касается сумм компенсации за неиспользованный  отпуск
при  увольнении,  то  в  связи  с  тем,  что  суммы компенсации за
неиспользованный отпуск при увольнении  включаются  в  расходы  на
оплату труда,  которые подлежат налогообложению,  страховые взносы
на указанные выплаты начисляются в размере 2  %  (с  01.07.2001  -
2,5 %) и удерживаются в размере 0,5 %.
     11. Лица,  выполняющие  работы   (услуги)   только   согласно
гражданско-правовым   соглашениям,  участвуют  в  общеобязательном
государственном социальном страховании на  случай  безработицы  на
добровольных  началах.  Гражданско-правовое  соглашение  (трудовое
соглашение)  является  одной  из  форм   договора   подряда,   при
заключении  которого  между  собственником и гражданином последний
обязуется   за   вознаграждение    выполнять    для    предприятия
индивидуально  определенную  работу,  он  не  подчиняется правилам
внутреннего трудового распорядка и сам организует и выполняет свою
работу.   В  случае  если  такое  лицо  участвует  в  страховании,
страховые взносы уплачиваются им в установленных законодательством
для этой категории лиц размерах.
     Если лицо является  наемным  работником,  и  в  свободное  от
работы  время  выполняет  на  том же или другом предприятии работы
(услуги) по гражданско-правовым соглашениям,  то оно не уплачивает
страховые  взносы  с  вознаграждения  за  работу (услуги) по этому
соглашению.
     Работодатели, заключающие   с  лицами,  которые  не  являются
наемными работниками,  соглашения гражданско-правового  характера,
не  начисляют  страховые  взносы на сумму выплат вознаграждения за
работу (услуги) по этому соглашению в связи с тем,  что  эти  лица
сами  уплачивают  (или  не  уплачивают) страховые взносы в Фонд на
добровольных началах.
     12. Что   касается  расходов  на  выходное  пособие,  которое
предоставляется   в   соответствии  со  статьей  44  КЗоТ  Украины
( 322-08 ),  то в связи с тем,  что расходы на выходное пособие не
входят  в  расходы  на  оплату  труда  по Инструкции по статистике
заработной платы, страховые взносы на эти расходы не начисляются и
не удерживаются.
     13. Относительно начисления страховых взносов на предприятии,
где работают инвалиды.  Работодатели начисляют страховые взносы на
сумму  фактических  расходов  на   оплату   труда   всех   наемных
работников, в т. ч. инвалидов.
     Льготы по   уплате   страховых   взносов   работодателями   -
предприятиями  и организациями общественных организаций инвалидов,
имущество которых является собственностью общественных организаций
инвалидов,  где  количество инвалидов,  имеющих там основное место
работы,  составляет  не  менее  50  процентов  общей   численности
работающих,    которые   существовали   при   уплате   сбора,   не
предусмотрены.
     Работающие инвалиды   не   подлежат   страхованию  на  случай
безработицы и не уплачивают страховые взносы в размере 0,5 %  (как
лица,  получающие  пенсию  и  не  подлежащие страхованию на случай
безработицы).
     14. Относительно    филиалов    предприятий,   учреждений   и
организаций - плательщиков страховых  взносов  в  Фонд:  в  случае
когда эти филиалы, отделения и обособленные подразделения не имеют
статуса юридического лица,  то они не  должны  регистрироваться  в
центрах  занятости по местонахождению,  а уплата страховых взносов
производится централизовано со счета предприятия,  учреждения  или
организации,  являющихся учредителями этих филиалов (отделений или
обособленных подразделений).
     15. Материальная  помощь,  которая  предоставляется профкомом
предприятия  или  организации  работникам  своей  организации  или
сторонним  лицам  за  счет  средств профкома,  не является оплатой
труда, поэтому страховые взносы на нее не начисляются.
     16. Законом   Украины   "О   порядке  погашения  обязательств
налогоплательщиков перед  бюджетами  и  государственными  целевыми
фондами" (  2181-14 ) контроль и право налагать финансовые санкции
относительно налогов и сборов (обязательных платежей), взимаемых в
бюджеты   и   государственные   целевые   фонды   (за  исключением
Пенсионного  фонда  и  Фонда  социального  страхования   Украины),
возложены на налоговые органы.  Об этом,  в частности, речь идет в
статье "Коренные изменения в социальном страховании. Часть вторая:
страхование на  случай безработицы",  напечатанной в газете "Все о
бухгалтерском учете" (N 21 от 7 марта 2001 г.).
     Но это  не  касается  страховых  взносов в Фонд,  контроль за
правильным начислением,  своевременным и  полным  перечислением  и
поступлением  которых  в  Фонд  возложен на Фонд общеобязательного
государственного  социального  страхования   Украины   на   случай
безработицы  и  предоставлены  полномочия по бесспорному взысканию
средств и наложению штрафных санкций,  в  соответствии  с  Законом
Украины    "Об    общеобязательном    государственном   социальном
страховании на случай безработицы" ( 1533-14 ), что подтверждается
письмом   Государственной   налоговой   администрации  Украины  от
02.03.2001 N 1433/5/15-0116.
     17. В  соответствии  с  Законом  Украины "Об общеобязательном
государственном  социальном  страховании  на  случай  безработицы"
( 1533-14  ) в случае несвоевременной уплаты страховых взносов или
неполной их уплаты начисляется пеня.  Пеня исчисляется  исходя  из
120   процентов   учетной   ставки  Национального  банка  Украины,
действовавшей  на  момент  уплаты  (то  есть  на  день   получения
заработной платы в банке плательщиками, когда должны перечисляться
страховые взносы в Фонд),  начисленной на  полную  сумму  недоимки
(без учета штрафов) за весь ее срок.  Начисление пени производится
начиная со следующего дня после истечения срока  уплаты  страховых
взносов  по  день  уплаты включительно.  Например,  срок получения
заработной платы работодателю установлен 5 июня,  соответственно 5
июня  должны  уплачиваться и страховые взносы в Фонд,  а страховые
взносы в сумме 500 грн. перечислены и списаны со счета плательщика
только  17  июня.  Таким  образом,  плательщик  допустил временную
задержку уплаты страховых взносов на 12  дней  (с  6  по  17  июня
включительно).  Учетная  ставка  Национального  банка  Украины  на
момент уплаты (то есть на 5 июня) составляла 35 процентов годовых.
Исходя из этого:
    расчет ставки для определения размера пени -
    (35 % х 120) : 100 - 42 %;

    расчет однодневного размера пени -
    42 % : 360 = 0,117 % = 0,12 %;

    расчет суммы пени -
    (500 грн. х 0,12 %) х 12 дней : 100 = 7 грн. 20 коп.

    То есть, за 12 дней плательщику начислена пеня на сумму 7 грн.
20 коп.
     Пеня на  пеню не начисляется.  Не уплаченные в срок страховые
взносы,  пеня и штрафы взыскиваются в доход Фонда с работодателя в
бесспорном       порядке       независимо      от      результатов
финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с  действующим
законодательством.  Срок  давности  в  случае  взыскания страховых
взносов, пени и финансовых санкций не применяется.
     18. В   соответствии   со   статьей  19  Закона  Украины  "Об
общеобязательном государственном социальном страховании на  случай
безработицы" (   1533-14   )   страховые   взносы  начисляются  на
фактические выплаты (доходы), не превышающие максимальной величины
фактических   расходов   страхователя   на  оплату  труда  наемных
работников и дохода физических лиц,  с которой взимаются взносы  в
Фонд, определенной Кабинетом Министров Украины.
     Доводим до Вашего сведения,  что 7 марта  2001  года  принято
постановление Кабинета  Министров  Украины N 225 ( 225-2001-п ) "О
максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных
работников,   налогооблагаемого   дохода   (прибыли),  совокупного
налогооблагаемого  дохода  (предельной  суммы   заработной   платы
(дохода),   с   которых   взимаются  страховые  взносы  (сборы)  в
социальные  фонды",  которым  определена   максимальная   величина
фактических   расходов   на   оплату   труда  наемных  работников,
налогооблагаемого дохода (прибыли),  совокупного налогооблагаемого
дохода  (предельной  суммы заработной платы (дохода),  с которых в
соответствии с законами Украины взимаются страховые взносы (сборы)
в  Фонд общеобязательного государственного социального страхования
на случай безработицы,  Фонд социального страхования по  временной
потере трудоспособности и Пенсионный фонд, в размере 1600 гривен в
месяц в расчете на каждое физическое лицо  -  плательщика  взносов
(сборов)  (постановление    напечатано   в  "Урядовому кур'єрі" за
22 марта 2001 года N 51).
     Относительно исчисления страховых взносов в Фонд, их уплаты и
даты  вступления  в  силу  этого  постановления   будет   сообщено
отдельно.
     Просим довести  настоящие  разъяснения  до  базовых   центров
занятости и плательщиков страховых взносов.

 Начальник отдела доходов
 и финансового обеспечения                                  В.Деда

 Напечатано: "Ориентир", N 12, 30 марта 2001 г.

Даний документ Ви також можете знайти на сайті Верховної Ради України за адресою: www.rada.gov.ua

<<< повернутися